Золушка из Торонто

Глэдис Луиза Смит (именно такое имя получила будущая звезда экрана при рождении) родилась в 8 апреля 1892 года в Торонто в бедной семье эмигрантов из Ирландии.
Ее отец Джон Чарльз Смит перебрался в Канаду с островов Туманного Альбиона. И хотя он был воспитан в религиозной семье, это не уберегло его от пороков. Он не имел особых амбиций, без меры пил и оттого скончался довольно молодым зимой 1898 года.
Мать, Шарлотта Хеннесси, была ирландкой и зарабатывала на кусок хлеба кройкой и шитьем. Еще в семье подрастали младшие брат и сестра — Джек и Лотти, — которые впоследствии, также взяв псевдоним Пикфорд, стали актерами.
После смерти супруга Шарлотта открыла маленький частный пансион. Но денег все равно катастрофически не хватало. Тогда, воспользовавшись советом одного из постояльцев, она вместе с детьми подвязалсь играть небольшие роли в местном театре Princess Theatre.
Так зимой 1900 года Глэдис дебютировала на сцене. Шесть лет семейство Смитов играли на театральных подмостках в дешевых мелодрамах и водевилях.

«Девчонка с золотыми кудряшками»

Набравшись опыта, в 1907 году Глэдис, которой уже сравнялось 15 лет, сумела очаровать американского продюсера и добиться заметной роли в пьесе «Уоррены из Вирджинии».
Ее гонорар составил 25 долларов в неделю. Приличные деньги по тем временам, когда проезд в нью-йоркском сабвее стоил всего пятачок. По настоянию продюсера она взяла псевдоним — Мэри Пикфорд. Под этим именем 3 декабря 1907 года она дебютировала на Бродвее. После того, как пьесу с ее участием убрали из репертуара, Мэри отправилась на пробы на киностудию, хотя сама тогда считала кинематограф искусством второсортным и куда менее значимым, нежели театр. Пробы прошли успешно и с 1909 года Мэри начала активно сниматься в кино. Процесс съемок одной картины занимал в то время не более недели, а сами фильмы длились 12-15 минут, потому — нет ничего удивительного в том факте, что к концу 1909 года в активе Мэри Пикфорд было участие в доброй полусотне картин. Публика полюбила ее, прозвав «девчонкой с золотыми кудряшками».

Первая бизнес-леди Голливуда

Популярность Мэри Пикфорд стремительно росла. В 1910 году она подписала контракт с известной в тот период студией «IMP Company», по которому получала 175 долларов в неделю. Однако качество продукции разочаровало ее, и Мэри обратилась в суд с требованием разорвать контракт. Суд встал на ее сторону, что позволило ей начать сотрудничество с «Majestic Film Corp.» со ставкой в 225 долларов в неделю.
Ее стали узнавать на улицах, писать о ней в газетах и приглашать в лучшие дома. В это же время актриса вышла замуж за своего коллегу, актера Оуэна Мура.
В 1914 году вышло всего 7 полнометражных фильмов с участием Пикфорд, но ее роли дочери скворттера в мелодраме «Тэсс из Страны бурь» суждено было стать поворотным моментом в карьере. С тех пор на сеансы фильмов с участием Мэри зрители приходили едва ли не за три часа, чтобы успеть занять места. Каждое ее появление на экране сопровождалось аншлагом. Очень скоро актриса превратилась в объект фанатичного обожания толпы и настоящую звезду экрана, воспеваемую поклонниками в песнях и стихах. Вместе с ростом популярности взмыли вверх и гонорары: Мэри получала 2 тысячи долларов в неделю и 50% от проката. Играла она в основном бедных девушек, обездоленных сирот, этаких городских «золушек», что, впрочем, неизменно находило отклик в душах зрителей. Однако ее экранный образ был далек от реальной жизни. Мэри обладала недюженной деловой хваткой и хорошо знала как вести дела. Чарли Чаплин в мемуарах с удивлением вспоминал, что Мэри ориентировалась в сложных контрактах и бухгалтерских книгах, словно рыба в воде и могла заткнуть за поясь любого адвоката.
Еще в 1916 году она основала собственную кинокомпанию «Mary Pickford Company».
В 1918 году актриса подписала контракт с «First National», обязавшись сняться в 3 проектах с гонораром в 675 тысяч долларов, что по нынешнему курсу составляет около 10 миллионов.
А в 1919 году совместно со своим новым супругом Дугласом Фербенкксом, знаменитым комиком Чарли Чаплиным и группой других голливудских деятелей она основала компанию «United Artists», которая занималась только прокатом фильмов. Это решение было обусловлено стремлением сломать привычную схему работы Голливуда того времени, когда крупные студии не только контролировали производство фильмов, но и прокат, отдавая их в сети собственных кинотеатров.
Будучи соучредителем «United Artists» и продюсером своих фильмов, Пикфорд превратилась в одну из самых влиятельных женщин киноиндустрии.

«Настоящий полковник»

В 1918 году, когда шла Первая мировая война, актриса совместно с Дугласом Фэрбенксом и Чарли Чаплином ездила с публичными выступлениями по городам США, призывая граждан покупать облигации военного займа. Пикфорд была настолько популярна в армии, что в ее честь были названы две пушки, а 143-й артиллерийский полк носил неофициальное название «Барашки Мэри». Более того, в феврале 1918 года Мэри Пикфорд была возведена в ранг почетного полковника и присутствовала на военных парадах.
Этим общественная деятельность кинодивы не ограничилась: в 1921 году Пикфорд совместно с Фэрбенксом, Чаплином и Гриффитом организовала Фонд помощи нуждающимся киноактерам, который функционирует до сих пор.
В 1927 году Пикфорд была в составе влиятельных голливудских лиц, основавших Американскую академию киноискусства.

Закат карьеры

В 1927 году Мэри Пикфорд снялась в главной роли в фильме «Кокетка», за которую получила свой первый «Оскар». В 1929 году на экраны вышел первый звуковой фильм. Эпоха немого кино сталу уходить в прошлое. Её последней картиной стал вестерн 1933 года «Секреты». Фильм (как и ряд других ее проетов последних лет) провалился в прокате, поэтому Пикфорд решила закончить карьеру и с тех пор более практически не снималась, а сосредоточила свои усилия на общественной деятельности.
В 1944 году Мэри стала со-председателем основанного президетом Рузвельтом Национального фонда борьбы с полиомиелитом и посещала госпитали, где лежали больные дети.
В 1949 году вместе со своим третьим мужем Чарльзом Роджерсом и другом Малкольмом Бойдом она основала телерадиокомпанию «Pickford-Rogers-Boyd».
После развода с Дугласом Фербенксом летом 1937 года Мэри Пикфорд вышла замуж за актера и джазового музыканта Чарльза «Бадди» Роджерса (своего партнера в фильме 1927 года «Моя любимая девушка»), но тем не менее сохранила привязанность к Фэрбенксу и, когда в 1939 году он скончался от сердечного приступа, глубоко переживала утрату. В 1943 и 1944 годах Пикфорд и Роджерс усыновили двоих детей: мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксанну.
Со временем Пикфорд стала вести очень уединенную жизнь и редко покидала свое поместье. Начиная с середины 1960-х годов она общалась с внешним миром в основном по телефону, редко выходя из спальни. В 1976 году Пикфорд наградили почетным «Оскаром» за вклад в развитие кинематографа, и съемочная группа, прибывшая в ее поместье, сняла благодарственное выступление актрисы.

*****

Незадолго до смерти Пикфорд обратилась к правительству Канады с просьбой восстановить ее гражданство, которое было утеряно после брака с Дугласом Фэрбенксом, американским гражданином. Канада удовлетворила просьбу знаменитой соотечественницы, и таким образом на закате жизни у неё появилось двойное гражданство.
Легенда мирового кино Мэри Пикфорд скончалась в возрасте 87 лет в 1979 году. С тех пор утекло много воды, но люди до сих пор с благодарностью вспоминают о маленькой женщине из Торонто, в которую был влюблен весь мир и даже жители коммунистической России.
Она была похоронена на кладбище мемориального парка Форест-Лаун в Калифорнии на том же участке, где покоились ее мать, брат и сестра.
В 2004 году в центре Торонто, неподалеку от места, где стоял дом, в котором родилась Мэри Пикфорд, был установлен небольшой монумент и мемориальная доска.